Совет ветеранов Ленинградской области

Новости

Невский плацдарм… Послесловие

«Невский пятачок», Московская Дубровка,  Невский плацдарм - эти названия маленького по размеру, но огромного  по своему стратегическому и морально-политическому значению, участка Ленинградского фронта,  многие десятилетия на слуху.  Люди старшего поколения знают о нём не понаслышке; многие из нас  часто  встречали его в  книгах и кинофильмах о ленинградской блокаде.

А еще ему есть синонимы: «пекло», «ад», «плацдарм надежды»...

«Пекло», ибо бойцам, переправившимся на это плацдарм,  приходилось, в особо напряженные дни, участвовать, в среднем, в 14 -15 атаках немецких позиций или отражать по 12-16 атак противника. По признанию участников боев, более трагичного, страшного и героического, чем этот «пятачок», они уже потом не видели.  Происходившие на «пятачке» драматические события нашли яркое выражение в солдатском фольклоре: «кто на пятачке не бывал, тот и горя не видал», «кого на пятачке смерть миновала, тот во второй раз рожден», «с трех сторон беда, а сзади вода», «всюду трудно, а страшней пятачка нет». И, наконец: « А велик он? Стало быть, мал, раз пятачком зовется»...

«Ад», потому что ежедневно на наши позиции немцы обрушивали  около 50 тысяч мин, снарядов и авиабомб нарядов. В начале 60-х годов прошлого века юные следопыты раскопали здесь на небольшую глубину один квадратный метр земли; в нем оказалось около 10 килограммов металла: осколки мин, бомб, снарядов и 38 пуль.

Но адом был «пятачок» и для гитлеровцев. Немцы в мемуарах сравнивали бои на «пятачке»  с «мясорубкой под Верденом»  периода первой мировой войны. Немецкие десантники - парашютисты из Критской парашбтно-десантной бригады, передислоцированной сюда из Европы, толковали, что лучше три раза десантироваться   с парашютом на Крит, чем один раз драться тут,на "Пятачке".

«Плацдарм надежды», потому что за спиной бойцов, переправлявшихся на плацдарм, был Ленинград! Город переживал адовы муки бомбежек и артобстрелов; костлявая рука голода  уже «хватала» жителей  городав за горло. А впереди, всего-то в 7 километрах,- позиции Волховского фронта; как говорится в известной песне М. Ножкина:  «..еще немного, еще чуть-чуть…». И они переправлялись сюда, отдавая себе отчёт, что идут почти  на верную гибель, но они ясно понимали, что это - единственный способ спасти город, спасти  любой ценой;  проломить здесь кольцо блокады, наладить снабжение  и спасти ленинградцев от голодной смерти. То есть люди, дравшиеся на этом «пятачке», были куда как мотивированы - их родные, знакомые, соседи и друзья жили в блокированном городе и любой боец понимал, что зимой без снабжения будет очень худо. Многие из них отлично помнили голод 20 годов.

Этот маленький клочок земли размером километр на полтора, уже тогда был символом героизма, символом  самопожертвования; местом, где ежечасно, еженощно, ежедневно совершался подвиг во имя Жизни. Согласно подсчетам комитета ленинградских ветеранов, обнародованным в 2001 г., безвозвратные потери советских войск в боях за плацдарм составили более 50 тысяч человек.

Подвигом было уже переправиться через Неву, насквозь простреливаемую кинжальным огнем немецких пулеметов; подвигом было продержаться даже один день в непрерывных яростных атаках и контратаках;  чудом было продержаться здесь несколько дней; ведь не за что зацепиться, негде было укрыться: ни деревца, ни строения, ни укрепления; только перепаханная снарядами, минами и бомбами земля.

Не напрасными были их жертвы, не напрасно проливали здесь красноармейцы  здесь свою  священную кровь. «Невский пятачок» застрял у немцев  костью в "горле".

В военных дневниках генерал-фельдмаршала фон Лееба, командующего группой армий «Север», этот участок фронта упоминается 33 раза. И не случайно, ведь здесь были сорваны важные планы немецкого командования, не выполнены  указания, шедшие из Берлина, от самого фюрера.

Яростные бои на «пятачке» сорвали планы немцев форсировать здесь Неву (здесь наиболее узкое русло реки и пологие берега для высадки), чтобы, пройдя между Ладожским озером и окраинами города,  соединиться  с финскими войсками и полностью окружить осажденный город, лишить его единственного канала снабжения продовольствием, людьми и вооружением. Это позволило бы сделать кольцо блокады сплошным, что уморило бы голодом  население и гарнизон города в считанные недели. Об этом свидетельствуют ит дневниковые  записи  начальника генерального штаба  Гальдера и генерал-фельдмаршала фон Лееба.

Своим яростными, непрерывными атаками наши бойцы сорвали планы немецкого командования ударить с этого плацдарма на восток, на Волховстрой и соединиться у Лодейного Поля с финскими войсками, что означало бы прорыв к Мурманску и Архангельску , захват этих стратегически важных портов, через которые по ленд – лизу для страны шло вооружение, продовольствие и стратегические материалы.

Непрерывными атаками и контратаками, а также попытками соединиться с войсками Волховского фронта, защитники Невского плацдарма не позволяли немецкому командованию выполнить директиву Гитлера и отправить на московское направление 36-ю моторизованную дивизию  для её участия в последнем решительном наступлении на Москву, когда немцы были в 50-25 километрах от окраин Москвы... И это был вклад защитников «Невского пятачка» в удержание Москвы и последующий разгром немцев под Москвой.

Целых 16 месяцев с небольшим перерывом (с конца апреля по сентябрь 1942 г) «пятачок» жил, атаковал,  сопротивлялся, ощетинившись штыками;  целых 16 месяцев ждали ленинградцы и бойцы Прорыва; он совершился только в январе 1943 г. и стал возможен только благодаря этому беспримерному героизму. Ленинград был спасен!

Вечная память героям, павшим на Невском плацдарме!

Документ эпохи

Пресс-центр Совета ветеранов

Москвин Г.А.

25.09.2013г.

Материал подготовлен на основе открытых интернет-источников

Фотогалерея


Следите за новостями
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых событий